japantol.ru Контакт

Таможенники пытаются успокоить владельцев и продавцов подержанных иномарок.

Организаторы акции говорят, что, если их не услышат, с 11 октября автомобилисты начнут перекрывать дороги.

Новая волна протестов началась в четверг со стихийного митинга - колонна из двухсот машин с зажженными фарами ездила по городу, машины ДПС пытались им помешать, но были блокированы. Дальневосточники уже не раз отбивали атаки на машины с правым рулем, инициированные, как многие думают, лоббистами отечественного автопрома. На этот раз негодование вызвал подготовленный, как говорят дилеры, втайне и внезапно введенный в практику 5 октября "мини-каталог в помощь инспекторам-таможенникам". Ранее таможенники для оценки машин использовали так называемые тарифные сетки всего с тремя параметрами: марка, год выпуска и объем двигателя. Теперь будут учитываться марка, модель, модификация, тип и объем двигателя, марка кузова и года выпуска, "упаковка" авто. Но это не все: фактически теперь стоимость авто рассчитывается по каталогам Automotive Guidebook of Japan с поправкой на возраст, повреждения и комплектацию. Таможня считает, что после одного года использования автомобиль стоит 72 процента от первоначальной цены, два года - 62 процента, три - 54 процента и т.д. Но автодилеры утверждают: чаще всего оценочная стоимость авто превышает реальную рыночную стоимость. Так, "Тойота Марк II" 2000 года таможенной стоимостью 3800 долларов, по их словам, взлетит до 11 000 долларов. Ведь пошлина была 3350 долларов, а вырастет до 6400 долларов.

За Дальневосточное таможенное управление пока ответила лишь пресс-секретарь Полина Стецуренко, которая не понимает причин "столь яростного протеста": "Таможенные нововведения если и отразятся негативно на ком-то, то это будет категория граждан нечестных, привыкших привозить дорогие авто по заниженной цене. Остальным ввоз авто, возможно, обойдется даже дешевле, чем раньше". Ведь будут действовать понижающие коэффициенты, которые зависят от возраста машины, ее внешнего вида и прочего, поясняет пресс-секретарь. И если ввозящий машину в РФ сможет документально подтвердить реальную стоимость автомобиля, согласно этому чеку он и будет платить пошлину. Хотя "мини-каталог" - явно новое слово в номенклатуре подзаконных актов, в местной прокуратуре говорят, что все в порядке: по словам начальника отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства прокуратуры Приморского края Константина Карасева, Таможенный кодекс дает право проводить корректировку оценочной стоимости, тем более когда нет платежных документов.

Тем временем из пояснений на официальном сайте ФТС правовой статус "мини-каталога" непонятен, а его разработчиками названы Дальневосточное таможенное управление, "ТК Сервис" и Центральная таможенная лаборатория ФТС РФ. Депутат Госдумы Виктор Похмелкин уверяет, что этот документ может быть легко оспорен в суде.

Тем временем машины уже подорожали на 1-2 тысячи долларов, причем на все марки, даже не вошедшие в первую версию "мини-каталога". "А где нам брать деньги, чтобы заплатить по новым расценкам за уже идущие сюда машины?" - оправдываются они. Но ладно бы - рост цен на машины, не так часто люди их берут. Однако, по словам эксперта из Владивостока Владимира Литвинова, "в Приморье цены на все товары и услуги определяются ценами на подержанные японские автомобили. Скрытое повышение таможенных пошлин, заложенное во введении "мини-каталогов", обеспечит экономике региона большой минус, а очевидно завышенные цены на бензин в Приморье (даже по сравнению с Москвой разница в цене почти 2 рубля за литр) - это предмет массового негодования вот уже несколько месяцев. Социальная напряженность в регионе начинает выливаться в протестные пикеты".

"Главная цель создания "мини-каталога" - достижение методического единообразия независимо от места проведения оценки автотранспортного средства и исключение субъективного подхода и возможных ошибок, - говорится на сайте ФТС. - Несмотря на введение новых параметров, указанная в таможенном "мини-каталоге" расчетная стоимость подержанного автомобиля является ориентировочной и не учитывает техническое состояние конкретно транспортного средства. Поэтому, отмечают специалисты ДВТУ, если транспортное средство имеет эксплуатационные дефекты или аварийные повреждения, возможна дополнительная корректировка его стоимости... Если на транспортном средстве установлено дополнительное оборудование, его стоимость, соответственно, увеличивается". На самом деле вот из-за чего восстал Владивосток. За дефекты положена скидка, а вот за "навороты" - надбавка, однако всякий, кто был в "приморской столице", знает, что битого старья там нет, а вот "навороты" в небывалой моде. Тем более что под "наворотами", похоже, подразумеваются проигрыватель компакт-дисков, механизм автоматической смены оных (чейнджер), улучшенная стереосистема, кожаная обивка и улучшенные колеса.

Все это давно входит в базовую комплектацию - это знают все покупатели иномарок. А вот перечень дефектов напоминает описание стариковского "Запорожца". Пока "мини-каталог" разработан применительно к двум моделям, Mitsubishi и Toyota, на очереди - Subaru и Daihatsu, за которыми последуют все остальные "японцы" и уж затем - "корейцы". Правда, как заметили аналитики одного из автосайтов, из линейки Toyota почему-то выпали Toyota Corolla с двигателем 1,3 и 1,5 литра (есть только с 1,8). "Предприимчивые нервно посмеиваются: можно будет провести эти авто по старой сетке безвозмездно или за мзду инспектору на таможне", - говорится в этом материале. Сие, конечно, перебор и зубоскальство - ну, не успели в спешке все учесть. Однако есть другой вопрос, очень глобальный, а вот ответа на него нет. Если ради безопасности движения чиновники пытаются ограничить ввоз именно старья, то почему новые правила Дальневосточной таможни, получается, прямо побуждают людей покупать некачественные машины?


21.09.2021
-------