ЗАЗ Сенс – оптимальный выбор для колясочников
Поиском машины занялся в 2014 году, весной. Основными факторами выбора стали: скромный бюджет – являюсь пенсионером, поэтому, в наличии было всего 120 000 рублей, варианты автокредита не рассматривались по этой же причине возможность самостоятельной установки ручного управления – у меня II группа инвалидности, поэтому РУ обязательно (отсутствуют обе стопы) внутренние габариты – авто плани472440-472440ровалось в качестве рабочей лошадки для сада предложения только в своем городе – осмотры в других регионах не интересовали по причине инвалидности.
Тест драйв самостоятельно пройти не мог по понятным причинам, поэтому, практически брал «кота в мешке». Вариантов было много, отечественный автопром отмел сразу. Ежедневно созванивался с производителями РУ – на многие иномарки, которые мне были предложены, управление либо отсутствовало, либо не выпускалось вовсе.
Итогом стал ЗАЗ Сенс 2009 года (выпущен в декабре предыдущего, поступил в продажу лишь в указанном году). Одновременно с оформлением заказал полный комплект ручного управления (газ/тормоз/сцепление). Машина простояла у дома пять дней, после чего, пришло РУ с инструкцией по самостоятельной установке, разрешительной документацией на эксплуатацию.
Ремонт: установка РУ на ЗАЗ Сэнс
В комплекте документов производитель прикладывает диск DVD с комплектом фотографий. Сопровождающих процесс установки, инструкцией по эксплуатации – все операции перемещаются на ручные рычаги. Для крепления необходимо выполнить ряд действий: на педали крепятся хомуты – для сцепления, тормоза используется хомут за лапкой педали, одевающийся на металлический штырь, подходящий к ней, для газа используется хомут, крепящийся на теле лапки демонтируется декоративный кожух рулевого управления – на место гаек, которыми крепится рулевая колонка, накручиваются шестигранные удлинители кожух монтируется на место – для этого в пластике прорезаются два отверстия в местах прохождения шестигранных удлинителей, установленных на предыдущем этапе устанавливается кронштейн – деталь одевается на удлинители, фиксируется гайками, снятыми с рулевой колонки монтаж газовой тяги – тяга газа крепится к хомуту на одноименной педали, коромыслу, приваренному к хомуту, смонтированному на предыдущем этапе подсоединение рычага – в верхней части смонтированного кронштейна имеется резьба для крепления рычага крепление тормозной тяги – деталь крепится к правой части рычага, хомуту на педали тормоза установка тяги сцепления – деталь соединяет педаль сцепления с левой частью рычага монтаж тросика – в левой части коромысла, посередине рычага имеются проушины, в которые через крючки фиксируется отрегулированный по длине тросик Вся работа у меня заняла три часа, хотя, здоровый человек управляется с ней гораздо быстрее. Это вызвано сильным удалением педалей, наклоняться к которым с двумя ключами инвалидам не совсем удобно.
Принцип действия РУ
Для того, чтобы тронуться, необходимо выжать сцепление, повернув на себя рычаг возле рулевого колеса с круглым набалдашником. Второй рычаг с резиновой ручкой при приближении к водителю выжимает педаль скорости, удалении – нажимает педаль тормоза. В момент трогания водитель действует лишь одним рычагом, плавно отодвигая набалдашник от себя, немного вытягивая газ либо притормаживая при необходимости. При переключении передачи в движении, откидывается рычаг сцепления, этой же рукой включается передача. После чего, рычаг резко откидывается вперед, чтобы не было перегазовки.
Достоинства ЗАЗ Сэнс
Преимуществами ТС являются: возможность перемещения крупногабаритных, длинномерных грузов (перевозил 5 м доски, холодильник, межкомнатные двери) просторный салон – несмотря на РУ помещаюсь с протезами при росте 1,87 м рациональное сочетание класс авто/цена легкое обслуживание, демократичные цены запчастей динамика движения приемлемая, как для города, так и для трассы нормальная управляемость, устойчивость.
Недостатки ЗАЗ Сэнс
Из недостатков наиболее характерным является низкий клиренс, запаздывание газа. Кроме того, плавают обороты ХХ, что особенно слышно на перекрестках. Маломощный двигатель (1,3) очень чувствителен к загрузке салона при наборе скорости. Итоговое впечатление положительное, поскольку, в качестве рабочего авто это лучшее, что можно найти в данном классе. Голая комплектация может расширяться – на авторазборах имеются электростеклоподъемники, прочие опции. Кондиционер для этого двигателя считаю излишеством – он отберет мощность, не столь актуален в нашем, Башкирском климате.
25.03.2025